Цой погиб, врезавший на москвиче в Икарус, главной версией остается "уснул за рулем".
Если кому интересно вот газетные свотка того времени:
" "Столкновение автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35-м километре трассы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал...
В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления".
Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы сухо констатировали факты. Для людей, далеких от рок-культуры, они означали очередную жертву так называемого ДТП (дорожно-транспортного происшествия), каких на наших дорогах ежедневно случается немало. Но для тысяч других они несли нечто другое, а именно - Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы, больше нет в живых.
Ему было 29 лет, почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, роли в кино. Стремительный взлет от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать стадионы поклонников.
Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы "стена Цоя" на Арбате, не происходило бы то же самое в других городах страны. Чем он "брал" этих ребят?
"Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают". Быть может, эти слова, сказанные В. Цоем в интервью "АиФ" (N 39 за 1987 г.), и является секретом его популярности: он всегда оставался честным в своих песнях.
К сожалению, его примеру следуют далеко не все. Так, сразу после его гибели по стране прокатилась волна явно сомнительных концертов, "посвященных памяти лидера "Кино". На рынок сейчас выбрасываются его плакаты, фотографии и т. д. при этом совершенно не учитываются интересы родных и близких артиста. По словам продюсера группы Ю. Айзеншписа, в этот процесс включилось и ТВ, не так давно показав "Последний концерт В. Цоя". Вот, мол, какие телевизионщики молодцы: успели-таки отснять. Однако после выступления на МУЗЭКО-90 в Донецке группа "Кино" дала еще порядка 10 концертов.
"Но самое неприятное в этой истории, - сказал Ю. Айзеншпис, - другое. Когда мы приехали на фестиваль, то увидели, что концерт будет снимать телевидение. Но с нами это никто не согласовывал, и в договоре съемки не предусматривались. Поэтому первым желанием группы было отказаться от выступления, но это означало подвести всех своих поклонников, что для Виктора было неприемлемым. И музыканты согласились сниматься и выступать только при условии, что телевизионщики отдадут бесплатно оригинал записи. Но режиссер редакции музыкальных программ Н. Примак это всячески затягивала. А главный режиссер ГКЗ "Россия" С. Винников вообще предложил: поскольку на съемку были затрачены определенные средства, то пусть "Кино" отдаст за пленку свой гонорар за выступление - это 30 тыс. рублей. Это уже попросту было прямым вымогательством".
Однако есть и хорошие новости. Чтобы сохранить то, что было сделано Виктором (ведь он был не только поэтом и музыкантом, но еще и писал картины, лепил, вырезал по дереву), решено создать Фонд памяти В. Цоя. В задачи фонда входит также и помощь молодым музыкантам.
"Что теперь будет с группой "Кино"? - продолжал Ю. Айзеншпис. - Увы, такой группы уже нет. Оставшиеся музыканты сейчас работают над последним альбомом "Кино", пластинку с 9 новыми песнями любители этого коллектива получат к концу года. Будут также реставрированы старые песни "Кино", после чего пути музыкантов, вероятно, разойдутся".
"АиФ"
N 40, 1990 г.